«Смотри, смотри, вот русский maestro!». Михаил Глинка в воспоминаниях современников

размещено в: Новости | 0

«Было время, когда в высших сферах общества искали случая с ним познакомиться; его знали, как оригинального и даровитого композитора по всей Европе, так что, как композитор, он мог считать себя одним из самых счастливых», – пишет о Глинке его современник, музыкант Владимир Кашперов в статье «Воспоминания о М. И. Глинке», опубликованной в историко-литературном сборнике «Русский архив» (1863).

1 июня 2024 года исполняется 220 лет со дня рождения русского композитора Михаила Иванович Глинки – создателя русской национальной оперы и родоначальника русской художественной музыкальной школы. В коллекцию «М. И. Глинка (1804–1857)», размещённую на портале Президентской библиотеки, вошли цифровые копии книг, брошюр, архивных документов и изобразительных материалов.

Михаил Глинка родился на Смоленщине, в помещичьей семье и «до 13лет жил в тиши деревни, окружённый попечениями бабушки и матери», – читаем в биографическом очерке «М. И. Глинка» литературоведа Алексея Грузинского. «С ранних лет ребёнка начали обучать французскому языку и рисованию, в 10 лет, когда обозначилась его страсть к музыке, он стал учиться на фортепиано. Музыкальные способности его развивались главным образом благодаря тому, что он с детства мог часто слушать крепостной оркестр у себя дома».

Первыми впечатлениями детства, сохранившимися на всю жизнь и оказавшими влияние на творчество композитора, кроме впечатлений от игры крепостного оркестра, были песни и сказки его помощницы Авдотьи Ивановны, а также колокольный звон, которым он заслушивался.

В 1817 году тринадцатилетнего Михаила повезли в Петербург учиться в только что открытый Благородный пансион при Педагогическом институте. Здесь будущий музыкант пробыл пять лет. Далее Грузинский пишет, что учился Глинка хорошо и, окончив курс, «должен был поступить по обычаю на службу; отец прочил его по дипломатической части».

В «Воспоминаниях о Глинке», опубликованных в историческом издании «Русская старина», литератор Александр Струговщиков описывает внешние данные композитора: «Его серьёзное лицо с прислеповатым взглядом, беспрестанно за разговором оживлялось. Иногда его отрывистые, как бы судорожные, движения неожиданно поражали вас. Роста побольше малого, но поменьше среднего, его фигура была в главных частях соразмерна и довольно стройна».

О том, каким был Михаил Глинка, рассказывает Владимир Кашперов: «Кто знал его, тот заметил, что преобладающие стороны его личности были: нежность, детская наивность, добродушная весёлость, соединённая с лёгким оттенком юмора». Глинка «был из так называемого порядочного общества, был приятель Жуковского, Пушкина и по развитию принадлежал скорее к высшему кругу». Автор подчёркивает, что композитору «не свойственно было приспосабливаться, чтобы понравиться обществу, уметь казаться, импонировать». Ему часто приходилось испытывать от общества «то чуть не царские почести, то взгляды с высока и унижение, а подчас и насмешки. Если взять всё это в соображение, то легко понять, сколько грубых и незаслуженных оскорблений должна была выстрадать эта добродушнейшая и впечатлительная натура, которой только и оставалось, что сжиматься как мимозе (как он сам любил себя называть) от всякого грубого прикосновения».

В 1830 году композитор отправился за границу – через Германию и Швейцарию в Италию изучать европейскую культуру. После знакомства с Беллини, Доницетти, Берлиозом Глинка начинает развиваться как композитор.

Далее Александр Струговщиков рассказывает о том, что по приезде Глинки в Милан, когда Михаил Иванович ходил по городу, «прохожие останавливались и со всею живостью итальянцев говорили друг другу, сопровождая слова жестами: „смотри, смотри, вот русский maestro!“ Русский композитор в Италии, иностранец, который заставил о себе говорить в стране музыки, – согласитесь, что это явление ново».

В начале 1834 года Глинка вернулся в Москву. «Первым его делом по приезде было подвергнуть себя испытанию московских художников и любителей музыки, дать перед ними отчёт в своих трудах и успехах, – словом, доказать им, что не даром провёл четыре года под музыкальным небом Италии и Германии. И нельзя не прибавить: восторг, который Глинка произвёл в Москве своими сочинениями, игрой и пением, был им в полной мере заслужен. Вместо любителя, каким прежде привыкли его почитать, мы нашли в нём, по возвращении, истинного художника, воспитавшего и посвятившего себя для любимого искусства».

М. И. Глинка оставил после себя богатое музыкальное наследие: знаменитые на весь мир оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), «Руслан и Людмила», симфонические произведения, камерно-инструментальные сочинения, пьесы и романсы для фортепиано. О творчестве М. И. Глинки, Алексей Грузинский написал так: «Во всей его музыке, как в поэзии Пушкина, веет неуловимое дыхание гуманности, а глубина и искренность чувства даны в тонком очерке сдержанного, изящного рисунка».

Великий композитор скончался в Берлине, но тело его, по просьбе сестры Людмилы Ивановны Шестаковой, было перезахоронено на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (ныне «Некрополь мастеров искусств»). Её воспоминания о брате, предсмертную записку М. И. Глинки можно прочесть в одном из журналов «Русская старина», вошедшем в собрание документов памяти композитора. Там же можно увидеть осуществлённый проект надгробного памятника Михаилу Ивановичу, увенчанного нотной строкой из оперы «Жизнь за царя»: «Славься, славься, Святая Русь!»