Герои не умирают. Шестьсот первый прыжок Александра Шишкова

размещено в: Новости | 0

В ходе проведения специальной военной операции на Украине многие бойцы Вооружённых сил России проявляют мужество и отвагу. Наш великий полководец Георгий Жуков писал: «Я много раз видел, как солдаты подымались в атаку. Это нелегко: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались…» В атаку бойцов ведут командиры, и от их воли, знаний и опыта зависит победа. Об одном из таких, уроженце Ульяновской области, о гвардии майоре Александре Шишкове, заместителе командира батальона 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова второй степени бригады, которому указом президента России посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации, пойдёт разговор. Александр Шишков погиб в бою 21 мая 2022 года.

Я встретился с Аллой Вадимовной – мамой Александра Шишкова. В квартире, где жил Александр, она с дочерью Верой создала небольшой музей. Сюда приходят ребята из его родной 52-й школы. Мы с Аллой Вадимовной беседовали более трёх часов. Она рассказала не только о военных подвигах Александра, но и о его детстве, о семейном воспитании и жизненных принципах человека, который пожертвовал своей жизнью во имя Родины.

Маленький Саша — все впереди

Родился Александр в Ульяновске 11 апреля 1988 года.

«Мы же его назвали в честь Александра Невского и Александра Суворова. Я сказала мужу: только Александр!» – пояснила Алла Вадимовна.

Саше было пять лет, когда отец привёз ему из очередной командировки игрушечный бронетранспортёр советской армии, а потом появилась целая коллекция разных машинок, среди которых много военных. Они хорошо сохранились до сих пор. С этой игрушечной модели БТР-60 у Александра появилась тяга к технике, к военному делу.

Выпускник Рязанского военного воздушно-десантного командного училища генерала армии В.Ф Маргелова

«Саша с юных лет был очень аккуратным, бережливым, – рассказывает Алла Вадимовна. – Хранил все игрушки, письма, фотографии. Казалось бы, такой жёсткий человек, офицер, а сентиментальный… Системный человек. Вот эту стенку – семейный мини-музей Александра Шишкова – делала моя дочь Вера. Вот единственная фотография Саши с отцом. Это мы на выпускном балу… Вот он уже курсант. Это в Таджикистане… Мы тут всё расставили с дочерью на наш вкус. Но Сашка так же расставил бы эти машинки и фотографии».

Бабушка Марина Николаевна – мама Аллы Вадимовны – работала в школе учителем французского и английского. Она привила внуку любовь к чтению, к русским писателям. Саша уже в пять лет декламировал стихотворение Лермонтова «Бородино». Стоит рыженький кудрявый ангелочек под ёлочкой и звонко читает: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром, Москва, спалённая пожаром, французу отдана…» Уже тогда он сказал, что хочет стать офицером. На ночь бабушка читала его любимый рассказ Куприна «Белый пудель». Вот откуда у Александра тяга к собакам… Дедушка – отец Аллы Вадимовны – был геологом, с экспедициями объездил весь Советский Союз, побывал на Байконуре, в горах Таджикистана, участвовал в строительстве «Авиастара» в Ульяновске.

Александр ценил, уважал и любил свою семью так же крепко, как и она его. Семья воспитала в нём настоящие мужские качества, чувство достоинства, черты добродетели. Саша и Вера росли в дружбе и согласии. Как-то раз они с отцом возвращались на машине со своей дачи. Возле частного сектора толпилась ребятня и взрослые: птенчик выпал из гнезда! Сашин отец был добрый, выдержанный. Он никогда не говорил детям: вот это нельзя, а это можно. Воспитывал их своим примером. Он остановился и вышел из машины. Оценив обстановку, попросил у мужчины лестницу. Тот спрашивает: зачем, мол, тебе это надо? «Не мне – им надо! Детям. Сашке надо!» Подцепил птенчика на газетный лист и полез наверх сажать в гнёздышко. Объяснил всем, что руками птенца брать нельзя – может погибнуть. Когда вернулись домой, Саша с Верой наперегонки к маме: «А мы птенчика спасли!»

Будучи курсантом, Александр, помня отцовский пример, спас собаку. Алла Вадимовна рассказывала:

«Саша как-то ехал по Сызранской дороге на своей машине и увидел на обочине сбитую собаку. Остановился, подошёл, а она ещё живая. Он положил её в машину и мне позвонил, чтобы я нашла через интернет ближайшую ветлечебницу. Притащил собаку к доктору, дал денег и попросил прооперировать».

С сестрой Верой и мамой Аллой Вадимовной

Александр Шишков учился в 52-й школе, которая теперь носит его имя. Наука давалась легко, любил русский язык, историю, литературу, хорошо рисовал и чертил. Излагал мысли чётко и связно. Сочинения писал на отлично. Мама уверена, что Сашкина грамотность на генетическом уровне.

В школе проявилась мужская прямолинейность. Он не терпел ложь и несправедливость. Заступался за слабых, особенно за девчонок, хотя был невысок ростом. Учителя делали замечание: мол, зачем сам лезешь разбираться, лучше приди и расскажи нам. Но Александр отвечал, что он не доносчик, и часто приходил домой с синяками.

После прыжка

Увлечений у Александра было много. Занимался в кружке авиамоделизма, клеил модели самолётов, ракет и кораблей. Это увлечение осталось на всю жизнь. Алла Вадимовна показывает модели: «Он клеил их по месяцу-два, вот остались недоделанные модели. Не знаю, хватит ли у меня сил и умения доклеить…»

Когда стал постарше, Александр записался с сестрой Верой в молодёжную организацию «Зелёный остров». Ходили в походы по лесам и полям, собирали редкие виды растений, изучали птиц. В Ундорах искал симбирцитовые породы, находил раковины аммонитов. В песчаных обрывах Красного Яра пытался поймать летучую мышь. Ставить палатки и разбивать лагерь всегда доверяли Саше. Был очень организованный, скрупулёзно подходил к поставленным задачам.

Поле брани

Главным увлечением, которое сцементировало мальчишеский характер и оказало влияние на выбор профессии, был парашютный спорт. Когда Александру исполнилось 14 лет, он пришёл в Ульяновский аэроклуб ДОСААФ и стал заниматься в секции по парашютно-десантной подготовке. Его друг по секции Александр Карпов рассказывал, что Сашка был целеустремлённым человеком со стальным характером. Выделялся из группы, схватывал всё налету, вслушивался в слова инструктора, досконально всё записывал и переспрашивал. В мае 2003 года Александр совершил свой первый прыжок с парашютом. Эмоции зашкаливали, радость и восторг от совершённого поступка ковали характер настоящего мужчины. Этот прыжок определил его дальнейшую судьбу – военного разведчика.

Александр с друзьями создал молодёжную команду из пяти человек, начались активные занятия и прыжки на аэродроме. Ребят заметили, и они вошли в состав спортивной команды по парашютному спорту 31-й десантной бригады. Утро начиналось, как у военных: в шесть часов утра с зарядки и пробежки. Во время выступления мастеров спорта международного класса мальчишки были в команде обеспечения, помогали профессиональным спортсменам. Начинали юные спортсмены прыгать с парашютом типа Д1-5у, следом пересели на УТ-15. Спустя год дошли до «крыльев» – парашют ПО-16. Через год Александр стал участником регионального соревнования – открытого первенства Ульяновской области по парашютному спорту. С 2022 года эти соревнования носят имя Александра Шишкова.

Подготовка

В скором времени на счету Александра было сто прыжков. Общаясь с десантниками, слушая их разговоры, видя их мужественные лица, юноша стал серьёзно готовиться к службе в ВДВ. Он чётко определил ближайшую цель – поступление в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала В.Ф. Маргелова.

Алла Вадимовна рассказывает:

«После девятого класса Саша поступил в железнодорожный техникум, чтобы было время ездить на соревнования. Тут он и раскрылся: научился выступать и говорить. Концерты и педагогические совещания доверяли вести ему. Вскоре он стал руководителем команды в игре «Зарница». Они победили в области и поехали в Самару. В это время папа слёг – инсульт. Сашке пришлось его таскать, ухаживать за больным. Отец умер, когда Саше было 19, Вере — 17. Сын сразу повзрослел… Я надеялась, что забудет про парашюты, а он: буду поступать в Рязанское училише. Я возражала: мол, никакой десантуры! Есть военное техническое училище, есть училище связи. Но он же у меня упрямый. Говорит: тогда уйду в армию контрактником. У него сколиоз, плоскостопие 3-й степени. Он не проходил по состоянию здоровья в военное училище, но Сашка надоел в военкоматах: сначала ходил в Засвияжский, потом в областной. «Сын полка пришёл», – говорили военкомы. А ему важно было узнать, какие предметы сдавать при поступлении в Рязанское училище. Единственное в своём роде такое училище в России. Конкурс – сотни на одно место! Для поступления нужна была литература. Интернета, как сейчас, тогда не было. Выпросил – всем надоел, и военкомат заказал ему литературу. Мне звонят на домашний: нам Сашу Шишкова. Это военкомат. Я возмущаюсь: да в армию ещё рано! Да не в армию – пришла литература, которую он просил. Я сама пошла – Саша был соревнованиях по парашютному спорту. В общем, дали мне эти учебники… Проводила я его в Сельцы под Рязанью. Там палаточный городок для поступающих, где они должны пройти двухнедельный курс молодого бойца. Не все выдерживали спартанские условия и спортивные нагрузки. Сашка спокойно прошёл собеседование. Офицеры удивились, когда узнали, что Сашка был командиром «Зарницы». Сразу назначили его командиром взвода поступающих ребят. Первое испытание – кросс десять километров. Его взвод стал лучшим. Саша прошёл все испытания и сдал экзамены. На присягу мы приехали с Верой. В Рязани ночевали в гостинице, Саша с нами. Он уснул поперёк кровати, я хотела его укрыть и увидела ноги. Боже мой! Все стёртые. Волдыри на пальцах…»

Александр Шишков в училище вступил в парашютную спортивную группу, совершал прыжки и участвовал в соревнованиях. Успешно окончил военное училище и добился распределения в 31-ю бригаду – к товарищам, с которыми познакомился в парашютном спорте. Александр всегда следовал поговорке: «Где родился, там пригодился». Через три-четыре года Александр стал командиром разведроты. Он, не жалея времени, проводил с личным составом тяжёлые и изнурительные тактические занятия. Заставлял заниматься рукопашным боем и альпинизмом. Параллельно заканчивал курсы горной разведки. Ездил раза три в Москву на курсы повышения квалификации, выезжал в Таджикистан, в пустыни под Астраханью. Под Новороссийском их кидали в горы без еды и воды на выживание выполнить задание. Девиз разведчика – мыслить неординарно, принимать решения молниеносно. Александр всегда держал в голове крылатые слова Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою». Службу в дивизии он совмещал со спортивными прыжками. Когда он совершил 600 прыжков, не нашёл значок парашютиста с таким количеством прыжков — пришлось купить значки 500 прыжков и 100. Друзья и сослуживцы придумали ему слоган: «Александр Шишков – шестьсот прыжков».

Военные будни

Алла Вадимовна вспоминает:

«Когда хоронили Сашу, ребята на коленях стояли у гроба. Один боец плакал и говорил, что Сашка должен был жить! Смерть всегда ходила за ним, но он благодаря верной тактике спасал себя и свой батальон. Другой десантник сказал мне: «Лучше Александра командира для нас нет. Мы за ним как за горой! Как мы его телами закрывали, чтобы он думал, как нас вывести. У него был девиз: хорош тот командир, у кого нет потерь. Он разрабатывал тактику так, чтобы не только выполнить задачу, но и сохранить бойцов. Мы за него готовы были жизнь отдать».

Первый подвиг Александр Шишков совершил в Гостомеле – там его рота столкнулась с превосходящими силами противника. Второй подвиг был в районе Ирпеня, когда его рота выполнила боевую задачу, но могла попасть в засаду. Ему дали приказ уводить роту влево от реки. Сработало чутьё разведчика: дал приказ бойцам идти в другую сторону, где враг не ждёт. В результате все вернулись живыми. Александра наградили орденом Мужества. Самый известный подвиг Шишкова – когда он переоделся бойцом ВСУ и пошёл в разведку в логово врага с гранатой смерти. По сути он шёл на смерть. Причина – его бойцы попали в плен. Это было в марте под Изюмом. Товарищи отговаривали его от авантюрного, безнадёжного шага, хотели группой идти и отбить пленных, но он остановил их:

«Нет, ребята, у вас семьи. Я военный разведчик. Это моя работа! Моя инициатива, и мне отвечать. Если я сейчас не пойду и не разведаю, погибнут три сотни человек».

Александр всё разведал, составил подробную топографическую карту местности: тут – лесополоса, тут – окопы, сюда пойдут полсотни бойцов, туда – рота, здесь организуем связь. Составил план внезапной атаки. Все чётко знали свои задачи. Благодаря проведённой разведке и умной стратегии все ребята были спасены…

Бросок

Последний бой Александра Шишкова был в селе Белогоровка Донецкой области 21 мая 2022 года. Шли в наступление в составе нескольких тактических штурмовых групп и проникли глубоко в тыл врага. Никто не заметил, что часть их батальона окружена бойцами ВСУ и оказалась в петле. На тот момент Александр Шишков – гвардии майор – командовал батальоном. У него была «особая чуйка», как говорили десантники – чуял врага за версту. Применял тактический приём: батальон свой всегда делил на группы, чтобы все не погибли, если их накроет арта или попадут в засаду. Боевые товарищи рассказывали случай:

«Едем на БМД, шесть человек на броне, и вдруг Сашка: «Стой! Вылезай! Все с брони!» Бах… Арта накрыла! Ну как ты, батя, почувствовал? – спрашиваем. Говорит: не знаю, в воздухе что-то ощутил, чужим запахло. И это не единственный случай».

Александр Шишков во главе колонны

И в этот раз под Белогоровкой Александр (позывной Призма) понял, что вокруг чужие и будет миномётный артобстрел. Он дал команду ротам уходить, указал коридор отхода, а сам остался собирать и выводить другие группы. С ним остался связист. Александр отвёл группу, занял позицию и прикрывал отступающих бойцов автоматными очередями, но снайпер ранил сначала связиста, а потом смертельная пуля настигла Александра. Раненый связист решил прикрыть командира от пуль и упал на него, но в пылу сражения он не сразу понял, что командира убило. «Я накрыл Сашку своим телом и держал наготове гранату. Слышал польскую речь. Ну думаю, всё! Был готов взорвать гранату и потерял сознание. Очнулся на носилках. Спрашиваю: кто нас спас? Где командир? Где Призма? Ответ: Призма двухсотый, улетел в Ульяновск на Родину», – рассказал на похоронах Алле Вадимовне солдат-связист.

Раненого связиста и погибшего командира, рискуя своими жизнями, вывезли на БМД под шквальным обстрелом героические бойцы батальона. Прощание с героем проходило на территории 31-й ОДШБР в маленькой церквушке. Стояло несколько цинковых гробов. В маленькие смотровые окошки заглядывали взрослые мужчины – друзья, товарищи погибших воинов. Многие не сдерживали слёз.

Александр Шишков лежал в парадной форме, звёзды майора, ордена – на бархатной подушке. Похоронили героя на Архангельском кладбище на аллее Славы.

Орден Мужества и звезду Героя России Александра Шишкова бережно хранит его мама. В квартире на полке в окружении фотографий – коллекция игрушечных машинок сына, среди которых есть маленькая модель бронетранспортёра…

Александр с детских лет мечтал стать офицером, и он им стал – настоящим, с большой буквы, командиром от бога, профессионалом, героем. Так говорят о нём солдаты и офицеры, прошедшие не одну горячую точку.

С доблестью и честью прошёл Александр Шишков боевой путь военного разведчика. Свой шестьсот первый прыжок, выражаясь образно, он совершил в небеса, пополнив русское Небесное Воинство, став в многотысячные ряды ангелов, среди которых Александр Невский и Александр Суворов. Герои не умирают. Они служат благодарным потомкам своим примером.

Илья Таранов.