Ульяновские бойцы участвуют в разработке самоходных «дронов»

размещено в: Новости | 0

Военные придумали, как доставить ценный груз в труднодоступные места. Робота вовсю тестируют и готовятся собирать новые образцы. Хорошими новостями и видео с передовой поделился ульяновский журналист Владимир Куликов, сейчас он и сам находится в зоне спецоперации.

В перерывах между выполнением основных боевых задач российские военные создают полезных роботов для нужд армии. В одной из частей, которая расположена на Угледарском направлении, бойцы сконструировали танкетку на гусеничном ходу. Главная идея создания такого робота проста: людей на СВО нужно беречь. 

— Просто возникла необходимость в средстве, которое смогло бы доставлять грузы до тех позиций, куда людям тяжело добраться, — пояснил боец с позывным «Фродо».

Танкетки помогают и в бою — к ним прикручивают оружие. В разработке и конструировании такого чудо-робота участвуют и ульяновские бойцы. Прежде военные тщательно проработали чертежи, далее заказали некоторые детали. Сейчас на изготовление одной такой тележки уходит около двух дней. Но на первых порах было сложнее — предстояло разобраться во всех тонкостях.

— С самого начала у нас на это уходила даже неделя, когда мы только начинали этим заниматься, — уточняет «Фродо».

Как отмечают эксперты, беспилотные технологии, которые в связке со спутниковой навигацией и искусственным интеллектом меняют характер современной войны, сами по себе далеко не новое изобретение. Это касается и БПЛА (чьи прототипы начали разрабатывать еще во времена Первой мировой), и наземных беспилотников.

Впервые танкетки на радио­управлении были использованы армией Третьего рейха на полях Второй мировой войны. Первые самоходки фирмы Borgward были получены вермахтом еще в 1939 году. Их задачей было бросаться под гусеницы танка противника, выводя боевые машины из строя.

Гусеничные мины-танкетки «Голиаф», управлявшиеся по проводу на расстоянии, применялись немцами, в том числе и против советских танков, начиная со сражения на Курской дуге. Один из «взятых в плен» в 1943 году «Голиафов» демонстрировался на постоянной выставке трофейного вооружения в Москве. Самоходные мины при всей их дешевизне (1 тысяча рейхсмарок за единицу при стоимости противотанковых пушек более 10 тысяч марок) не пользовались популярностью из-за низкой скорости, довольно тонкой брони и уязвимости управляющего провода. Провод же ограничивал дальность передвижения «танкетки-торпеды». В итоге большого влияния на ход боевых действий «Голиафы» не оказали.

С развитием беспилотных технологий различные вариации дронов стали играть все более активную роль в боевых действиях, в частности при разминировании местности. Оснащенный манипулятором беспилотник способен извлекать мины и переносить их на безопасное расстояние для последующего уничтожения.

Боевые самоходные «дроны» разрабатывались и во времена СССР. Например, радиоуправляемые телетанки серии ТТ (ТТ-26 и другие), которые даже «пошли в серию» и были испытаны в деле в 1939 году во время советско-финской войны. Но опыт оказался неудачным, так как машины зачастую теряли радиосвязь. Существовали и проекты собственно самоходных мин — например, «электротанк» инженера Богун-Добровольского, разработанный уже в июле 1941 года. Но этот и другие проекты остались на бумаге.

Вторую жизнь концепция «самоходной мины» обрела во время СВО. Но несмотря на успешный дебют воздушных беспилотников, их наземные собратья остаются в тени. И для этого есть серьезные основания.

— Причин на самом деле множество, — поясняет разработчик. — Первое, что вскрылось еще в годы Второй мировой, — беспилотные платформы легко теряются. Особенно в высокой траве. Значит, ими труднее управлять, даже если есть коптер, который работает сверху. Другой момент — низкая скорость и уязвимость. Есть платформы на литиевых батарейках, как у электросамокатов. У них ограничена скорость, плюс приходится тащить тяжелую батарею. Хочешь скорость выше — ставь батарею больше, известная история.