«Симбирская кругосветка» в Кузнецке. Как прадед революционера Радищева дочь обманом замуж выдал

размещено в: Новости | 0

Город Кузнецк Пензенской области, стоящий недалеко от границы нашего региона, географически ближе к Ульяновску, чем к своему областному центру. И так как Кузнецк невелик, то нередко талантливая кузнецкая молодежь поступает в ульяновские вузы. Тут и остается.

Вспомните своих знакомых. Наверняка кто-нибудь из них уроженец Кузнецка. Во время экспедиции «Симбирской кругосветки» в Кузнецк  (часть первую читайте здесь ) мы узнали, что связи наших городов гораздо старше и символичнее. Схимонах Герман, заложивший каменный храм в Жадовской обители, ставшей одной из главных православных святынь Ульяновской области, тоже уроженец Кузнецка. В миру его звали Григорий Афанасьевич Аблязов.

Село Нижнее Аблязово. Трехсотлетняя церковь стоит на холме, благославляя окрестности

Потешный воин, богач, затворник

Энциклопедические строки об Аблязове рассказывают мало: даты жизни неизвестны; прадед писателя Александра Радищева, отставной офицер; в начале 1740-х постригся в монахи, остаток жизни провел в Жадовской  Казанской Богородицкой пустыни, последние годы – затворником, могила утеряна. Но почему так сложилась его жизнь, что привело отставного офицера к затворничеству?.. За сухими строчками скрывается история, которая интереснее любого авантюрного романа.

Начать следует с того, что в юности Аблязов служил в потешных войсках Петра I. Юный царь, как большинство мальчишек, любил играть в солдатики. Только солдатики у него были живыми. Называли их потешными потому, что собраны они были на потеху (для игры) будущему императору. Правда, потом это игрушечное войско, с юности изучая военную науку, стало основой Российской армии и верной опорой Петра. Григорий Аблязов дослужился до звания капитана гренадерского кавалерийского полка (самый цвет армии), выйдя в отставку, получил от Петра земли в нынешнем Кузнецком районе Пензенской области. Официально это была награда за долголетнюю службу отца Григория Афанасия Аблязова.

Восстановленный дом Григория Аблязова в родовом имении Верхнее Аблязово

Предприимчивый Аблязов основал на местных плодородных и нетронутых землях как минимум три села, в каждом из них поставил церковь. В Преображенском, где он постоянно жил, выстроил каменный комплекс: храм с трёхъярусной колокольней, трапезную, барский дом, соединенный с храмом крытой галереей. Потом в этом селе обосновались Радищевы – родители будущего автора обличительной повести «Путешествие из Петербурга в Москву», которого Екатерина II назвала «бунтовщиком хуже Пугачева».

Храм русский, иконостас итальянский, знаки масонские

Мои коллеги по «Симбирской кругосветке», планируя экспедицию в Пензенскую область, хотели отыскать в Кузнецке церковь итальянского архитектора с иконостасом «на ножках». Я с недоверием отнеслась к этой идее, потому что ни я, ни мои кузнецкие родственники никогда не слышали о таком архитектурном чуде. Но посоветовали съездить в село Нижнее Аблязово, где стоит трехсотлетняя церковь, в которой сохранилось все в первозданном виде. Надо ли уточнять, что в ней и нашелся тот самый «иконостас на ножках», то есть на витых резных колоннах? А построил эту церковь, конечно же, Григорий Аблязов.

Рождественская церковь в селе Нижнее Аблязово. Классическая русская православная архитектура: восьмерик на четверике

«Легенда происхождения иконостаса уходит в Санкт-Петербург. На службе у императора Петра I состоял итальянский мастер Лауро Моррель. Однажды императрица Екатерина I просит этого мастера написать икону Божией Матери, но не с ликом Пресвятой Девы, а со своим лицом, то есть просит написать с себя икону. По урокам истории мы помним, что для императорской власти того времени это было обычным явлением. Лауро Моррель отказал императрице, за что его отправили в ссылку как неугодного государству человека. Как раз мимо города Кузнецка (тогда села Нарышкина) проходил сибирский тракт, где были пересылочные тюрьмы. Когда Григорий Аблязов узнал, какой мастер идет по этапу, он захотел его выкупить, взял крепостного крестьянина, денег и пошел в пересылочную тюрьму. Охрана недолго думала, подменила итальянца несчастным крестьянином. А мастер жил здесь до конца своей жизни и в благодарность за спасение создал иконостас в стиле барокко», — рассказал настоятель церкви Рождества Христова села Нижнее Аблязово иерей отец Сергий.

Иконостас в стиле барокко. Блеск золота — результат небольшой реставрации в восьмидесятых годах XX века

В советские годы в Рождественской церкви, как и в большинстве храмов, было устроено зернохранилище. Однако местные жители, со слов отца Сергия, дошли до всероссийского старосты Калинина и добились, чтобы церковь не разрушали. Высокий, неотапливаемый 17-метровый летний придел с чудесным иконостасом отделяли от зимнего большие дубовые двери. Так было задумано еще при Аблязове. На зиму придел закрывался, чтобы сберечь краски и позолоту икон. Закрыли их и в тридцатые годы, но не на зиму, а на несколько лет. Все церковную утварь, хоругви, навесные лампады и прочее прихожане сложили в закрытое помещение. Однако вскоре после войны храм открыли. Он был одним из двух действующих в Кузнецком районе. А так как стоит Рождественская церковь в 20 км от города и проверяющие сюда заглядывали нечасто, в Нижнее Аблязово ездили крестить детей многие партийные функционеры. Вот так и получилось, что трехсотлетняя церковь (юбилей будет в 2024 году) сохранилась практически в первозданном виде как снаружи, так и внутри.

Внешний вид иконостаса зимнего придела заметно отличается от летнего. В советские годы он был еще и закрашен масляной краской. Зато сохранился в первозданном виде

А вот кладбище вокруг храма не сохранилось. По легенде, Лауро Моррель был захоронен где-то у левой стены. Но его надгробие давно утрачено, а при ремонтных работах в этом месте нашли кости от человеческой руки, торчащие из земли. Видимо, старые захоронения были когда-то перекопаны. Где-то здесь была похоронена и жена Григория Аблязова, после кончины которой он принял монашество, построив в Жадовке храм по подобию церкви Преображения Господня из другого своего имения в Верхнем Аблязове, но с иконостасом, как в Рождественской церкви.

Рождественская церковь украшена не фресками, а резными скульптурами в стиле барокко. Однако это не противоречит православным традициям, как рассказал настоятель храма

Сейчас трехсотлетнюю Рождественскую церковь в селе Нижнее Аблязово посещает много паломников. Для знатоков храмового зодчества она удивительна, для любителей – прекрасна. Однако местный приход невелик, поэтому, чтобы увидеть своими глазами резной иконостас, масонские знаки, старинные иконы и фигуры в стиле барокко, нужно либо приехать на службу в выходной день, либо позвонить помощницам настоятеля.

Рождественскую церковь неоднократно обворовывали. Однажды украли фигуры разбойников, распятых вместе с Христом. Пытались их сбыть в городе, но покупателя не нашлось. Фигуры потерялись, а в храме поставили новоделы. Но они заметно отличаются

Треугольник — масонский знак. Такая символика проникла в Россию во времена Петра I, когда масоны заняли важные государственные и церковные посты. Получается, схимонах Герман был еще и масоном?

Подсадная невеста и внук-бунтовщик

Александр Радищев. Что возникает в памяти при упоминании этого имени? Худощавый надменный красавец с безупречной осанкой, автор повести «Путешествие из Петербурга в Москву», за которую был сослан в Сибирь. Саму повесть современные школьники читают редко, потому что и язык изменился, и описываемые в ней нравы им уже непонятны. Однако и за этой короткой (и вроде бы даже скучной) биографией скрывается история не менее увлекательная, чем история его прадеда Григория Аблязова, и гораздо более драматичная. Ее нам рассказали в селе Радищево (бывшее Верхнее Аблязово) в музее философа и писателя.

Мемориальные вещи семейства Радищевых. На стене портреты: обманутый жених Афанасий Радищев (крайний слева), сын Александра Радищева, тоже Афанасий — самый честный губернатор в России (в центре), внук Радищева — художник-маринист Алексей Боголюбов

И опять начать надо с того, что, поселившись в местных землях, Григорий Аблязов женился на вдовушке, причем уже дважды. С ней он прижил единственную дочь Анастасию, к сожалению, не отличавшуюся ни красотой, ни статью. Поэтому когда старику-отцу приглянулся  военный Афанасий Радищев, проходивший со своей частью через аблязовские имения, Григорий представил на смотринах будущему зятю красивую и высокую дворовую девушку. Подсадной невесте пришлось с женихом целоваться, за что Настасья Григорьевна шпыняла несчастную всю жизнь. Когда обман раскрылся, Радищев был удивлен, но несильно расстроен, потому что самому ему было уже за сорок, невеста вдвое моложе, да еще и единственная наследница огромного состояния. Брак, заключенный не по любви, был тем не менее крепким и по-своему счастливым.

В музее Александра Радищева. Село Радищево (бывшее Верхнее Аблязово)

Родители Александра Радищева были людьми добродетельными и религиозными, такими же хотели видеть и своих 11 детей. Во время пугачевского бунта Радищевы-старшие прятались в овраге, а детей разобрали по крестьянским избам, переодели, измазали сажей и никого бунтовщикам не выдали. Отец Николай Афанасьевич был просвещенным человеком, знал иностранные языки, собрал большую библиотеку, использовал знания, почерпнутые из книг, и при ведении хозяйства, и во время службы губернским прокурором, и при воспитании детей. Александр среди них был старшим, любимцем матушки. В семилетнем возрасте мальчик был послан на учебу в Москву, жил в семье родственников Аргамаковых и вместе с их детьми окончил Московский университет на дому. А затем был зачислен пажом к Екатерине II  и по ее протекции отправился на учебу в Лейпцигский университет. Там подружился с будущим великим флотоводцем Федором Ушаковым. Однако после университета достойной службы на родине одному из самых образованнейших и умнейших молодых людей поколения не нашлось. Радищев сменил несколько мест службы, стал начальником петербургской таможни, близко подружился с графом Воронцовым — одним из самых влиятельных людей в Российской империи. И на протяжении десятка лет писал «Путешествие из Петербурга в Москву», вскрывая, как нарыв, бесчеловечное отношение крепостников к зависимым от них крестьянам.

«Бунтовщик хуже Пугачева» Александр Радищев

Повесть Радищеву пришлось печатать в домашней типографии. Она быстро разошлась по рукам, кто-то подложил один экземпляр Екатерине. Можно представить ее изумление, когда в авторе она узнала своего бывшего пажа, на которого возлагала большие надежды по уложению российского права. Возможно, именно поэтому и наказание для Радищева она вынесла едва ли не самое строгое после смертной казни – этап в Сибирь. Этого пути и жизни в Илимском остроге Радищев бы не перенес, если бы не тайная помощь графа Воронцова и поддержка своячницы Елизаветы Рубановской. Она взяла на себя воспитание детей Радищева после смерти его жены – своей старшей сестры Анны, а в Сибири стала гражданской женой Александра Николаевича.

Церковь Преображения Господня в селе Радищево. После ее постройки Григорий Аблязов ушел в Жадовку, строить каменный храм там

Ссылка Радищева продолжалась 6 лет. После смерти Екатерины он был помилован, возвращен в столицу и даже назначен в ту самую комиссию по составлению законов, в которой должен был служить сразу после Лейпцига. Но год после ссылки Радищев провел в Верхнем Аблязове. Здесь он увидел, что его отец ослеп от горя, когда узнал о ссылке сына, а мать слегла. Родители не приняли его вторую жену и детей от этого брака. Как рассказали нам в музее писателя, тогда Радищев пожалел, что своим сочинением принес столько горя близким людям.

В отличие от Рождественской церкви Прееображенская расписана фресками от пола до потолка. Росписи подлинные. Они сохранились благодаря тому, что во времена нахождения здесь зернохранилища были замазаны штукатуркой

Со временем богатое имение Радищевых в Верхнем Аблязове разорилось, дом был продан на слом. Но стоит церковь Преображения Господня, выстроенная прадедом Григорием Аблязовым. Она действующая, здесь сохранились иконы, написанные на горе Афон специально для семьи Радищевых, и старинные фрески, тоже в стиле барокко. Здесь в семейном склепе захоронен самый младший сын Александра Радищева Афанасий – блестящий военный, генерал, военный комендант Подольска, Витебска и Ковно. Он был одним из двух российских губернаторов, не бравших взяток по данным III жандармского отделения. И если про первого – киевского губернатора Фундуклея — император Николай I говорил, что с ним все понятно, он очень богат, а вот почему Радищев взяток не берет, «значит он чересчур уж честен». Получается, все-таки не напрасны были труды и страдания первого русского революционера.

В Рождественской церкви во время уборки было найдено множество книг и церковной утвари. Ценности находки не имеют, но настоятелю и краеведам дороги

Тоже находки в Рождественской церкви

(6+)

Фото автора.

Фото на превью: фрагмент фрески церкви Преображения Господня, село Верхнее Аблязово, Кузнецкий раойон, Пензенская область