Андрей Творогов: «Наши хотят наступать, идти вперёд»

размещено в: Новости | 0

Команда ИД «Ульяновская правда» побывала в именных батальонах на передовой.

Съемочная группа ИД «Ульяновская правда» — шеф-редактор корреспондентской сети Андрей Творогов, фотокорреспондент Владимир Ламзин, главный редактор студии «Арсенал» Владимир Коршунов и директор издательского дома Алексей Шишов, исполняющий обязанности телеоператора и водителя, — вернулась из командировки в зону специальной военной операции на Украине. В очередной раз наши коллеги побывали в новых регионах России, доехали до мест дислокации ульяновских добровольческих батальонов, чтобы своими глазами увидеть, в каких условиях проходят фронтовые будни защитников. Своими впечатлениями Андрей Творогов поделился с «Народной газетой».

Обстановка на фронте меняется

— Андрей, сегодня особенно очевидно, что безопасность и Ульяновска, и других регионов зависит от происходящего на границах России. С какими мыслями ты вернулся домой?

— В тот день, когда мы возвращались из зоны специальной военной операции, мы узнали о том, что совершена атака на Израиль. Дети в клетках, горы убитых местных жителей — после такого вопросы о том, что могло бы быть в Донбассе, в принципе, отпадают. А до этого была Армения. Если бы не мужество и отвага наших бойцов и командиров подразделений, была бы разрушенная Русская земля. Наш противник — украинский режим, который является оружием в руках НАТО, коллективного Запада. Их главная цель — атака на Россию, на нашу государственность, экономический суверенитет.

— Это уже твоя вторая командировка в зону СВО. Каким ты увидел Донбасс в первый раз и сейчас?

— Когда я был на территории Донбасса в марте 2022 года, была ситуация полной неопределенности. Были непрекращающиеся обстрелы. В этот раз был один-два прилета в час, несмотря на то, что мы находились гораздо ближе к линии фронта, чем тогда. Обстановка меняется в лучшую сторону.

— В каких подразделениях удалось побывать?

— Мы были в расположении трех именных батальонов: в мотострелковом батальоне «Ульяновск», в артиллерийском дивизионе «Симбирск» и в инженерно-саперном батальоне «Свияга». Также проехали прифронтовые города: Северодонецк, Дебальцево, Лутугино и еще ряд более мелких населенных пунктов, которые находились на линии боевого соприкосновения.

Под покровом донбасской ночи

— О чем рассказали тебе бойцы? Есть ли ощущение, что противник постепенно слабеет?

— Я спрашивал об этом бойцов, и они признавались: противник выдыхается. То есть того накала, что был, уже нет. И обстрелов меньше, и вражеский натиск на земле не такой. Бойцы чувствуют, что наступает перелом. Учитывая международную обстановку, если Украина останется без поддержки НАТО, она не сможет пойти дальше. В тот день, когда мы покидали расположение батальона, бойцы готовились к наступательным действиям.

 — Какой дух царит на передовой?

— Бойцы настроены на победу, и, если честно, они устали от окопных боевых действий. Они хотят наступать и идти вперед. Окопная война — это, наверное, одна из самых психологически тяжелых форм войны. Месяцы в блиндажах очень сильно бьют по воле бойца, по боевому духу.

— Насколько я знаю, ты с коллегами чуть было не попал под обстрел?

— Нужно понимать, что позиции артиллеристов — всегда цель номер один для противника. Поэтому до места дислокации «Симбирска» мы ехали в режиме полной светошумовой маскировки. Представьте себе: черная донбасская ночь. Впереди нас едет машина только на габаритных огнях. Мы за ними, тоже без света. Абсолютная темнота везде. Фонарики включаем в редчайших случаях. Зловещая тишина, которую периодически нарушают дроны и с той, и с другой стороны. Один из них, помнится, как раз прожужжал над нами, но мы успели укрыться в блиндаже. Там же были прилеты, но не по нашей позиции.

— Как налажен быт у бойцов, чем они занимаются в редкие часы отдыха?

— Первая линия позиций батальона «Ульяновск» находится в 50 — 150 метрах от противника — там не до отдыха. Когда их уводят на вторую-третью линию, тут уже ситуация более мирная. Есть время на передышку, постирать вещи, поесть. В перерывах между боевыми задачами батальон «Ульяновск» строит храм. Это огромный выкопанный блиндаж, окаймленный бревнами. Сейчас сами оборудуют алтарную часть, иконостас… А в вечернее время у бойцов киносеанс. Кинотеатр оборудовали сами: палатка, на одной из стен — простыня, проектор, работающий от бензогенератора.

Это тоже подвиг

— Некоторые думают: Ульяновск ведь так далеко от ДНР и ЛНР… При этом мы знаем, что наша областная столица и Лутугино стали городами побратимами. Что нужно понимать таким людям?

— Им нужно понять, что это не чья-то чужая война. Мол, где-то воюют, а я здесь как жил, так и живу, буду заниматься бизнесом, там без меня разберутся. Некоторым людям, чтобы почувствовать, что это не чужая война, нужно увидеть военные действия у себя во дворе. Никому этого не пожелаю. Чтобы война не пришла в твой дом, в твой город — ради этого сейчас и сражаются наши защитники.

— Видел, как восстанавливают города на присоединенных территориях?

— Да, и это тоже подвиг. Мы проезжали места боевых действий, где были сожженные деревья, воронки от снарядов, испепеленная военная техника. Там уже расчистили дорогу и положили асфальт. Я видел дорожную технику, людей, которые кладут асфальт, понял, что это тоже героизм — выполнять свой долг, отрабатывать смены, зная, что в любой момент может прилететь снаряд.

 — Многие люди переживают, хотят помочь фронту. Какую помощь удается оказать и какая востребована сейчас?

— За последние полтора года ситуация со снабжением сильно улучшилась, то есть такого, чтоб чего-то не хватало, в принципе, нет. В то время, когда мы были на позиции в «Ульяновске», ребятам привозили теплые вещи, бушлаты, ватники, все новое со складов. Если чего-то вдруг не хватает, у бойцов на руках есть деньги, они могут пойти на прифронтовые рынки и купить то, что нужно, — от бронежилета до носков. Единственное — бойцы признались, что не откажутся от флешек с фильмами, чтобы в часы отдыха посмотреть фильм или послушать музыку.

С блокнотом на передовой

— Поделись своими впечатлениями от поездки в качестве военкора. Как ты ощущал себя на фронте, сменив офисную обстановку на тяжелые фронтовые будни?

— Первые впечатления крайне обманчивые. И бойцы говорят, что многие, впервые прибыв на позиции, думают, что это такой пионерский лагерь. Лес, свежий воздух, красиво, птички поют, небо голубое, вокруг земляночки, полевая кухня. Оборотная сторона ощущается только тогда, когда впервые слышишь жужжание дронов, обстрелы и когда живешь по-спартански хотя бы месяц. Там все по-настоящему.

— За плечами съемочной группы сотни километров, десятки населенных пунктов, а еще и снятые гигабайты фото и видео. Приоткрой секрет, какие материалы, сделанные в полевых условиях, в ближайшее время станут доступны для наших читателей?

— Читателей «Народной» ждут серия интервью с командирами и бойцами подразделений, уникальные фронтовые истории из жизни бойцов, а зрителей телеканала «УлправдаТВ» — премьера фильма о подвигах наших земляков на передовой.

Олеся ЗЛОТНИКОВА